Кое-что прекрасное о турецких художниках в Уфе

01.08.1812:08

ГАЛАРИНА

«Что ты знаешь о турецких художниках?» – спросили меня. «Ничего, ни о современных, ни о былых» – призадумалась я и пошла 26 июля на открытие выставки трех турецких художников с фамилией Пура в музей им. М.В. Нестерова.

Меня впечатлила и современная живопись Мурата Пура, и великолепные панно Элизабет Пура, и скульптурный автопортрет Тургута Пура, основателя Измирского музея живописи и скульптуры и семейной династии. Тургут – это отец Мурата, хотя сын стал летчиком, но художественные гены никуда не делись. И теперь мы можем наблюдать стремительных дельфинов, удивленных львов и зримые «воплощения справедливости». Художественная мысль Мурата Пура всегда отличается предельной яркостью и четкостью, будь то изображения животных или абстрактные идеалы. Картинам свойственны роскошные «громкие» цветовые сочетания, например, на картине «Идущие в неизвестность» – уверенный синий, будоражащий оранжевый, устойчивый темно-зеленый, гармоничный шафраново-желтый.

Очаровательны работы Элизабет, жены Мурата – многокомпонентные панно несут в себе переливы цвета и пластическую гармонию в выпуклых, рельефных фрагментах – это касается не только лоскутной техники, но и живописи, в которую вкраплены частичные барельефы. Покорили и ее Африка во всех видах (очень много африканских мотивов и у мужа, и у жены). И ее «котики» – от домашних бусек, взирающих окрест со столика-трона до вальяжных леопардов, еле помещающихся на диване. И, конечно, «Памяти Климта» – глядя на эту работу, осознаешь, что Климт создал свои картины идеальными для лоскутной техники будущего.

Неожиданно посреди зала у колонны скромно притулившееся жестяное волнистое нечто с разноцветными стеклянистыми наплывами на тонкой ножке оказывается инсталляцией «Фруктовое дерево» Тургута Пура, и вспоминаешь строчку из пояснений на стенде «В творчестве Тургута Пура до 1970-х годов преобладало абстрактное искусство». Хотя автопортрет скульптора поражает реализмом и роденовской мощью. Очаровательны уже старинные акварели и натюрморты маслом – чем-то исчезнувшим, духом того времени отмечены работы старого мастера.

Могу сказать, что выставка эта настолько незаурядна, что мысленно возвращаешься к ее экспонатам: они словно стоят перед внутренним взором. Теперь я знаю кое-что прекрасное о турецких художниках, и это заставляет меня желать – познакомить с ними как можно больше людей неравнодушных к красоте. Сходите на эту выставку, и вы увидите что турецкое «все включено» – это не только гостинично-туристический сервис, это современная мысль в живописи и гармоничность прикладного искусства.

0
103


Оставить комментарий

Parse error: syntax error, unexpected end of file, expecting ')' in /var/www/rbsmi/data/www/rbsmi.ru/istoki-rb/includes/adv.material.php on line 120