Постигая искусство жить

19.07.1811:07

Елена ЛУНОВСКАЯ

Искусство выживания... Стоит задуматься на эту тему, и я вижу «ступени»: школа, училище, вуз, так называемая «взрослая жизнь». Каждая говорит о неразрывной связи с обществом так или иначе. Когда хочешь выжить – делаешь многие вещи интуитивно.

Все начинается с адаптации в незнакомой среде обитания. Например, в той же школе, где как бы сканируешь пространство, в котором предстоит провести уйму времени и определяешь, какая стратегия поведения тебе больше подойдет – причем все происходит на уровне внутренних ощущений-переживаний. В итоге, подчиняясь строгой дисциплине, – просто не высовываешься, сдержанно общаешься с учителями, заводишь одного-единственного друга или несколько хороших приятелей... Здесь все понятно. И, в целом, скучно.

В училище, надо сказать, «школьная» стратегия не работала. Люди здесь были другими: сверстники – более зрелыми, уже что-то понявшими для себя, а философски настроенные педагоги не требовали от студентов большего, чем обычного человеческого уважения к своей работе. С одногруппниками удивительно легко устанавливались контакты и товарищеские отношения. А здешние мастера, если вступить с ними в диалог, часто давали ответы на вопросы об устройстве жизни (это я осознала через много лет после выпуска), что стало для меня настоящим открытием: им интересно общаться со студентами и им нравится делиться не только знаниями, но и личным опытом! Мне, таким образом, Н.В. (мастер группы) однажды рассказала, как она учит сына самостоятельности и никогда не сдаваться: «Не получилось решить задачу, я переворачиваю тетрадный лист и предлагаю ему начать заново... И так много раз. Пока решение наконец не придет». Послушав ее и усвоив урок, научилась и я упорству – оно работало!

Увлекательной была социализация в вузе. Там я рассчитывала найти неких «своих людей». Отчасти получилось – были ребята, которые интересовались теми же вещами, что и я. Через взаимодействие и творчество выстраивались отношения, дружба, иногда – любовь. И это было по-настоящему. Лишь одно обстоятельство комкало этот возведенный большим трудом мирок: он был герметичен. Стоило найти выход – выпуск – и все исчезло. Остались воспоминания с разными гранями – то веселыми, то печальными, то в виде вопросов, на которые так никто и не ответил... В универе я чувствовала себя комфортно, думаю, многие мои друзья – тоже находились в то время в гармонии с собой – юность.

Сейчас, когда все эти ступеньки давно позади, я думаю, что выживание тоже бывает разным. Для кого-то оно прежде всего заключается в налаживании контакта с людьми, для кого-то – в попытках обойтись без них – проблема нашей современности.

…Когда тебе уже двадцать пять – тридцать лет, все институты позади и есть определенность в виде постоянной работы, крыши над головой – ты все чаще мечтаешь о том, чтобы жить. Можно постепенно, сызмальства, научиться выживать, но с искусством жить все намного сложнее: его нельзя освоить, оно должно быть внутри, должно быть искренним побуждением человека.

Когда я работаю над текстом – живу, потому что это доставляет мне интеллектуальное наслаждение. Когда оказываюсь на природе, ее звуки и запахи умиротворяют меня и хочется остаться в ней – это жизнь. Каждое мгновение, улыбка, доброе слово, близкие люди, что рядом, прочитанная книга, каждый результат труда – жизнь.

Ощущая ее, ты отрицаешь нелепую, выдуманную кем-то «борьбу» за выживание. Правда, только до первой необходимости...

0
129


0
Оставить комментарий

Parse error: syntax error, unexpected end of file, expecting ')' in /var/www/rbsmi/data/www/rbsmi.ru/istoki-rb/includes/adv.material.php on line 120